Положение об общественной экспертизе Общественной палаты Архангельской области о...

Положение об общественной экспертизе Общественной палаты Архангельской области от 15.02.2013г.

Утверждено на заседании
Общественной палаты
15 февраля 2013 года

Положение

об общественной экспертизе Общественной палаты Архангельской области

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует отношения в сфере проведения общественной экспертизы областных законов и иных нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти, а также нормативных правовых актов муниципальных образований Архангельской области.

1.2. Целью общественной экспертизы является учет общественного мнения населения Архангельской области при принятии законов и иных нормативных актов, а также независимая оценка последствий их воздействия на социально-экономические отношения с точки зрения эффективности, целесообразности и социальной справедливости.

1.3. Задачей настоящего Положения является принятие согласованных законодательных и иных нормативных актов по наиболее значимым проблемам в общественной жизни Архангельской области.

1.4. Основными принципами экспертизы являются: эффективность, открытость, независимость, законность, обоснованность, а также принцип равного доступа общественности к участию в проведении данного исследования.

2. Понятия, используемые в данном Положении

В настоящем Положении используются следующие понятия:

2.1. Общественная экспертиза – компетентное исследование законов и иных нормативных актов, направленное на оценку последствий их воздействия на социально-экономические отношения, защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации, проживающих на территории Архангельской области.

2.2. Объекты общественной экспертизы – областные законы иные нормативные акты Архангельской области, проекты областных законов и иных нормативных актов, муниципальные нормативные правовые акты, проекты муниципальных правовых актов.

2.3. Экспертное заключение – итоговый документ, выработанный в результате исследования на основе анализа, включающего в себя его интерпретацию, а также мотивированную оценку изменений жизнедеятельности в результате реализации законов или нормативных правовых актов, выводы и предлагаемые рекомендации.

3. Основания проведения общественной экспертизы

Основаниями проведения общественной экспертизы являются: решение Совета Общественной палаты, предложения Губернатора Архангельской области, Председателя Архангельского областного Собрания депутатов и органов местного самоуправления.

4. Порядок проведения общественной экспертизы

4.1. Губернатор Архангельской области, председатель Архангельского областного Собрания депутатов, органы местного самоуправления, желающие провести общественную экспертизу, направляют в Совет Общественной палаты проект или действующий нормативный (законодательный) акт и иные документы, необходимые для проведения экспертизы.

Решение о проведении общественной экспертизы может быть принято Советом Общественной палаты по инициативе председателя комиссии или члена Общественной палаты.

4.2. Получив предложения о проведении общественной экспертизы, Совет Палаты на ближайшем заседании:

  • определяет комиссию Общественной палаты, ответственную за подготовку проекта экспертного заключения;
  • принимает решение о формах и процедуре проведения экспертизы;
  • устанавливает сроки проведения и представления комиссией проекта заключения на заседание Совета;
  • рассылает проект экспертного заключения для ознакомления во все комиссии Общественной палаты;
  • рассматривает и согласовывает с председателем ответственной комиссии и руководителем рабочей группы предложения по реализации итогов экспертного заключения.

4.3. Комиссия общественной палаты, ответственная за подготовку проекта экспертного заключения, обеспечивает создание рабочей группы из числа членов Общественной палаты, общественных объединений, некоммерческих организаций, представителей исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления Архангельской области, а также экспертов, предлагаемых представителями рабочей группы или членами комиссий.

В заседании рабочей группы с правом совещательного голоса могут принимать участие члены Палаты, не входящие в состав комиссии.

4.4. Возглавляет рабочую группу и несет ответственность за организацию её деятельности председатель комиссии, либо по его поручению член комиссии Общественной палаты.

4.5. Рабочая группа имеет право:

  • запрашивать у Совета Общественной палаты документы или иные материалы необходимые для проведения общественной экспертизы;
  • вносить предложения Совету Общественной палаты о направлении членов рабочей группы для участия в работе комиссий и комитетов Архангельского областного Собрания депутатов, заседаний Правительства и иных исполнительных органов Архангельской области, на которых рассматриваются проекты законов и иные нормативные акты, являющиеся предметом экспертизы;
  • привлекать экспертов для участия в проведении компетентного исследования закона или иного нормативного акта.

4.6. По итогам экспертного исследования готовится проект заключения, который рассматривается на заседании рабочей группы и принимается большинством голосов от общего числа её членов, присутствующих на заседании, подписывается ими и оформляется протоколом.

4.7. Проект заключения по результатам общественной экспертизы, подготовленный рабочей группой и протокол направляются в соответствующую комиссию, ответственную за подготовку экспертного заключения для его рассмотрения и утверждения на ближайшем заседании. Данный проект считается утвержденным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов комиссии.

4.8. Утвержденный проект экспертного заключения передаётся в Совет Палаты, который принимает решение о включении данного вопроса в повестку дня очередного заседания Общественной палаты или о направлении результатов общественной экспертизы соответствующим органам государственной власти или местного самоуправления.

4.9. При подготовке заключения в обязательном порядке рассматриваются мнения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, которые внесли свои предложения по исследуемому нормативному акту (закону).

5. Требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым в качестве общественных экспертов

5.1. К проведению экспертизы законов и иных нормативных правовых актов могут быть привлечены в качестве экспертов организации и граждане, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, научные работники, специалисты - практики в различных отраслях знаний.

Граждане, привлеченные к проведению общественной экспертизы должны иметь высшее и (или) послевузовское профессиональное образование или ученую степень по направлению, соответствующему профилю экспертной деятельности и предшествующий стаж практической работы не менее 5 лет.

5.2. Эксперты привлекаются к работе, как на общественных началах, так и на платной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Безвозмездно для проведения общественной экспертизы могут быть привлечены специализированные научные и экспертные организации, отдельные специалисты.

Общественная экспертиза может быть проведена и за отдельную плату организациями или гражданами в соответствии договорами, заключаемыми в установленном порядке в пределах утвержденной сметы расходов. Решение о проведении экспертизы на платной основе принимается Советом, а в отдельных случаях Председателем Общественной палаты.

6. Содержание и форма экспертного заключения

6.1. Экспертное заключение состоит из описательной части, анализа представленного (закона) нормативного акта и социально-экономических отношений, связанных с его применением, мотивировочной части и рекомендаций.

6.2. Описательная часть содержит краткую характеристику закона (нормативного акта) сложившейся социально-экономической ситуации в регулируемых отношениях.

6.3. Анализ нормативного акта, как правило, состоит из ответов на следующие основные вопросы:

  • в чем выражается изменение общественных отношений в связи с изданием и последующим применением нормативного правового акта;
  • целесообразность его принятия с точки зрения интересов граждан, проживающих на территории Архангельской области;
  • круг субъектов гражданского общества, интересы которых будут затронуты в результате принятия нормативного акта;
  • наличия ресурсного потенциала необходимого для его исполнения;
  • существующие проблемы в рассматриваемой сфере, имеющие отношение к принятию данного документа;
  • социально-экономические последствия издания нормативного акта и наличие мер по предупреждению и сокращению их возможного негативного воздействия;
  • снизит ли принятие акта социально-экономическую защищенность граждан (и их объединений);
  • отсутствие (наличие) нарушений прав и законных интересов граждан, общественных объединений или иных некоммерческих организаций в содержании нормативного документа;
  • соответствие нормативного акта законодательству Российской Федерации и законам Архангельской области.

6.4. Мотивировочная часть представляет собой компетентное обоснование, прогнозы социально-экономических, правовых и иных последствий принятия нормативного или законодательного акта.

6.5. В разделе рекомендации предлагаются советы или предложения по дополнению, изменению или исключению из исследуемого документа отдельных его положений, или об отмене нормативного акта (закона) или проекта в целом.

7. Срок проведения общественной экспертизы

7.1. Срок проведения экспертизы устанавливается Советом Общественной палаты.

7.2. Работа по проведению общественной экспертизы законопроектов осуществляется таким образом, чтобы заключение Общественной палаты поступило в Архангельское областное Собрание депутатов до их рассмотрения в первом чтении.

Проведение общественной экспертизы действующих законов, иных нормативных правовых актов и их проектов осуществляется в сроки, установленные председателями комиссий или Председателем Совета Общественной палаты.

7.3. Общий срок проведения общественной экспертизы не может превышать 45 дней.


Документ: 
Положение об общественной экспертизе Общественной палаты.docx

Возврат к списку