На базе архангельской коррекционной общеобразовательной школы №31 прошёл круглый стол «Об обеспечении государственных гарантий на получение образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Заседание было инициировано региональной Общественной палатой и Союзом общественных объединений инвалидов Архангельской области.

Напомним, что в Поморье в 2011 году принята Концепция развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время услуги инклюзивного образования предоставляют 18 государственных образовательных организаций – четыре коррекционные школы, одиннадцать школ-интернатов и три школы-интерната санаторного типа. В этих учреждениях получают образование около двух тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 641 ребёнок-инвалид.

Кроме того, в общеобразовательных школах функционируют 223 коррекционных класса, в которых обучаются около 2,2 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья. В муниципальных детских садах открыто 243 группы компенсирующей направленности, их посещают 2780 ребят с патологиями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью  и другими отклонениями.

— Финансирование расходов на предоставление образования детям-инвалидам осуществляется за счёт средств областного бюджета путём выделения субвенций муниципалитетам, – сообщила заместитель министра образования и науки Архангельской области Елена Сидорук.

В 2013 году в местные бюджеты на эти цели было перечислено 250 миллионов рублей, в этом году финансирование планируется в прежнем объёме.

Качественном образование – каждому ребёнку

Наряду с этим участники круглого стола отметили, что не все дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование, которое является конституционным правом каждого человека. Зачастую причинами этого становятся отсутствие специальных коррекционных классов для ребят с различными патологиями, либо отказ родителей от обучения детей в таких классах.

В ходе заседания были выявлены ключевые проблемы в обеспечении гарантий равного доступа к образованию для детей-инвалидов: это отсутствие у муниципальных школ по месту жительства детей-инвалидов лицензии на право осуществления обучения по специальным программам, наличие стереотипа о «необучаемости» детей, имеющих психические расстройства, слабая организация индивидуального образовательного процесса для ребёнка с особыми образовательными потребностями, а также неподготовленность педагогов для обучения детей в условиях инклюзивного образования.

Участники круглого стола разработали ряд рекомендаций для профильных министерств, которые призваны устранить существующие проблемы. Министерству образования и науки предложено вести постоянный мониторинг детей с ограниченными возможностями здоровья, не получающих образование, организовать при ведомстве общественный координационный совет по развитию инклюзивного образования в регионе, активизировать создание государственного центра психолого-педагогической помощи детям-инвалидам.

Для муниципалитетов поставлена задача безусловного обеспечения доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному инклюзивному образованию. Заместитель председателя Общественной палаты Александр Таран подчеркнул, что в процессе предоставления образовательных услуг к каждому ребёнку должен применяться индивидуальный подход.