28 апреля 2016 года состоялись общественные слушания по вопросу: «Коррупция и эффективность  антикоррупционных мероприятий», организованные комиссией по противодействию коррупции, общественному контролю и взаимодействию с судебными и правоохранительными органами Общественной палаты.

В общественных слушаниях приняли участие представители Администрации Губернатора и Правительства, министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, областного суда, работники Управления внутренних дел, Следственного управления Следственного комитета, областной прокуратуры, контролирующих органов, а также руководители отдельных общественных объединений и некоммерческих организаций.

В ходе обсуждения отмечалось значительное повышение внимания органов государственной власти и местного управления работе по противодействию коррупции.

Особенно заметно это стало в последнее время. Так, 26 октября 2015 года областным Собранием депутатов принят закон «Об общественном контроле в Архангельской области». С июня 2015 года при исполнительных органах государственной власти проходит формирование общественных советов, наделенных полномочиями субъектов общественного контроля. С декабря 2015 года при Губернаторе Архангельской области действует Комиссия по координации работы по противодействию коррупции.

Принятые меры дали некоторые положительные результаты.

По данным прокурорского надзора вдвое уменьшилось количество нарушений закона представительными органами местного самоуправления. Сократилось число выявленных нарушений закона о закупках. По материалам Следственного управления сократился рост преступлений коррупционной направленности с 97 % в 2014 году до 18 %  в 2015 году, что объясняется не только активной работой правоохранительных органов, но и профилактической работой исполнительных органов власти.

В то же время, как отмечалось в выступлениях участников, несмотря на некоторые положительные итоги, работа по противодействию коррупции остаётся еще мало эффективной, законодательство по профилактике правонарушений и преступлений исполняется не в полной мере.

Об этом свидетельствуют всё еще продолжающийся рост этой категории преступлений, особенно взяточничество (на 40%). При этом средний размер взятки увеличился в 12 раз. По информации областного суда число осужденных за преступления коррупционного характера составляет 155 лиц. Не уменьшаются нарушения закона о противодействии коррупции.

Для предупреждения преступлений в планах работы исполнительных органов, вместо достижения конкретных результатов, учитывающих отраслевые особенности, устанавливается значительное число формальных мероприятий, содержащих выполнения декларативных обязанностей, переписанных из нормативных актов.

При этом такие «дела» занимают основную часть работы и содержатся практически в планах всех министерств, ведомств и в большинстве муниципальных образований. В то же время, в планах работы отсутствуют специальные мероприятия, где  работа связана (в наибольшей степени) с коррупционными рисками.

Например, в 2015 году контролирующими органами выявлены нарушения  использования бюджетных средств на сумму 614, 5 млн. рублей. Так в министерстве АПК установлено необоснованное  предоставление субсидий сельхозпроизводителям  на 71 млн. рублей. При использовании муниципальной собственности количество преступлений увеличилось с 2 в 2014 году до 35 в 2015 году. Такого значения факты были отмечены и в прошлые годы. Однако разрешение этих проблем в плановых мероприятиях не находит. 

В 17 из 26 городских округов и районов анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не проводится. В Няндомском и Приморском районах такие сведения представляют лишь 8% муниципальных служащих от общего их количества. Проверки в установленном порядке не проводятся, анализ информации по представлениям прокуратуры не осуществляется, виновные должностные лица, как правило, от дисциплинарной ответственности освобождаются. Лишь 15  из 44 муниципальных служащих в 2015 году были наказаны в дисциплинарном порядке.

Редко и малоэффективно проводится антикоррупционная экспертиза, что с способствует злоупотреблению должностными лицами служебным положением и возникновению  значительных убытков.

Слабо обеспечивается взаимодействие исполнительных органов  с институтами гражданского общества посредством создания и функционирования общественных советов.  Не во всех советах имеются представители от общественности (в Архангельске, Вельском, Коношском, Няндомском  Онежском и др. районах).

В связи с отсутствием контроля за исполнением принятых рекомендаций объективной критике подвергалась и Общественная палата, где также слабо организована работа с общественными советами, и особенно в органах местного самоуправления. Имеются недостатки в организации исполнения Закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Председатель комиссии обоснованно указал и на недостатки в предупреждении преступлений коррупционной направленности в общественных советах при Федеральных органах исполнительной власти.

Суды и правоохранительные органы далеко не всегда используют предоставленные законом полномочия для выявления обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и нарушений закона, в которых необходимо было бы обращать внимание соответствующих организации и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятие необходимых мер.

По итогам общественных слушаний приняты рекомендации в адрес Губернатора и Правительства Архангельской области, а также Общественной палаты, Областного суда, Прокуратуры, Следственного управления, УВД, Министерства природных ресурсов и общественных объединений.

20160506 ac847